История

1919-1923 гг.

26 августа 1919 года, в Казани с участием представителей Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины состоялось заседание, на котором официально создан государственный орган охраны памятников – Казанский Губернский подотдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, действовавший в структуре Отдела народного образования Народного комиссариата просвещения. Первоочередными мерами Подотдела стала регистрация художественных ценностей, для осуществления которой территорию губернии объезжали инструкторы с целью отбора и помещения в музеи художественных ценностей, из оставшихся без попечения усадеб. Все изъятые ценности попадали в специально сформированный губернский музейный фонд, пополнявшийся оставленными хозяевами или национализированными ценностями. Поступившие экспонаты распределялись по различным музеям ТАССР. Многие из них стали частью коллекций созданных в этот период музеях городов Казанской губернии. В 1920 году с образованием ТАССР произошло преобразование Подотдела в Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы при Татнаркомпросе.

1923-1944 гг.

В первой половине 1920 года в связи с экономическими трудностями деятельность Отдела была затруднена. Штат сотрудников сократился до четырёх человек. Постановлением Совета Народных Комиссаров ТАССР от 1 сентября 1923 года бывший Казанский Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины был переименован в Музейную Комиссию при Академическом центре Татарского народного комиссариата просвещения. В 1924 году Музейная комиссия продолжает свою работу уже в новом составе, и ей возвращается старое название. Возобновлённый отдел как учетно-административный орган сосредоточился на охране памятников искусства и старины архитектурных, скульптурных, живописных и иных ценностей на территории Татарской Республики. Все учреждения и лица, имевшие намерение произвести ремонт или перестройку каких-либо старинных зданий, взятых Музейной комиссией на учет и внесенных в список комиссии, были обязаны предварительно испросить разрешение Музейной комиссии. Без ее ведома была недопустима никакая реставрация древних произведений искусства, а равно и ликвидация церковных и гражданских сооружений, состоящих на учете комиссии.

1944-1953 гг.

С 1944 года функции по охране памятников перешли от Народного комиссариата просвещения в Управление по делам архитектуры СНК ТАССР. Образованного 20 марта 1944 г. постановлением правительства республики № 207. В состав Управления входил отдел (инспекция) по охране памятников архитектуры. Первоочередными задачами отдела по охране стали выявление памятников, подлежащих охране, и оценка их состояния. С этой целью в соответствии с постановлением СНК ТАССР № 767 от 19 октября 1944 года. «О мероприятиях по охране памятников архитектуры, находящихся на территории ТАССР» отделом в 1945 году были обследованы памятники архитектуры на территории республики, составлены учетные карточки, изучены литературные и архивные источники, иконографические материалы, сфотографированы отдельные здания. В ходе работы были уточнены сведения по 38 объектам и сооружениям, включенным по этому постановлению в предварительный список памятников архитектуры, подлежащих государственной охране Велось постоянное инспекторское наблюдение за состоянием памятников и их правильным использованием владельцами и арендаторами. Сотрудниками отдела по охране памятников архитектуры были просмотрены и завизированы арендные договоры на памятники, причем в отдельных случаях в тексты договоров были внесены соответствующие замечания. Владельцы объектов наследия снабжались инструкциями по надлежащей эксплуатации и сохранению памятников По инициативе отдела было проведено совещание заинтересованных учреждений и научных организаций по поводу согласования действий по обследованию и изучению булгарских памятников и необходимости объявления Болгарского городища заповедником. Постановлением Совета Министров СССР от 14 октября 1948 г. «О мерах улучшения охраны памятников культуры» принято решение о создании в местах сосредоточения памятников архитектуры специальных научно-реставрационных производственных мастерских (СНРПМ). Решение о создании подобной организации в Казани было принято Постановлением правительства ТАССР №929 от 17 октября 1950 г. и воплощено на следующий год. Важным фактором для ее учреждения стало наличие в Татарстане значительного количества ценнейших и уникальных памятников архитектуры, являющихся историко-художественным достоянием страны, но находящихся под угрозой разрушения. В число реставрируемых в этот период памятников входит Башня Сююмбике. В 1945 г. были сделаны зарисовки деформаций башни, контрольные замеры наклона, было подготовлено обращение в СНК ТАССР о необходимости организации специальных научно-исследовательских работ. По результатам которых было установлено, что наклон башни обусловлен неравномерной осадкой основания из-за сгнивших деревянных свай, находящихся под подошвой фундамента и принято решение о проведении работ по усилению фундамента башни. Таким образом, впервые был выработан комплекс действенных мер по сохранению этого уникального памятника.

1953-1990 гг.

С упразднением Управления по делам строительства и архитектуры Совета Министров ТАССР в 1959 году функции по охране памятников перешли под ведение Министерства Культуры ТАССР. В 1967 году в структуре Министерства культуры была создана производственная группа призванная заниматься охраной, использованием, содержанием и реставрацией памятников культуры. Продолжалась реставрация и консервация архитектурных памятников Болгарского городища. 9 февраля 1968 года постановлением Совета Министров РСФСР территория расположения памятников в Болгаре объявлена государственным историко-архитектурным заповедником, который начал функционировать 1 мая 1969 года. В 1966 году в ТАССР учреждено Татарское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Основной задачей Общества являлось привлечение широкой общественности к охране памятников. Делалось это по средствам вовлечения в ряды ВООПИК коллективных и индивидуальных членов, число которых в 1970-х гг. достигло 170 тыс. граждан и 1300 различных организаций и учреждений, уже имеется 35 районных отделений и 3 городских. Активисты ВООПИК совместно с сотрудниками Минкульта проводили работы по выявлению и постановки на учет новых памятников. Татарстанское отделение ВООПИК активно участвовало в финансировании реставрации памятников. Осуществлять это удавалось благодаря развитым способам поступления средств. Главным из них являлись членские взносы, иногда составлявшие более 90% от общего объёма полученных средств. Ежегодно на консервацию, реставрацию и благоустройство памятников истории и культуры направляется от 25 до 55 тыс. рублей. В 1973 году на реставрацию выделено 90 тысяч. Основной поток средств расходовался на работы по консервации и реставрации памятников в Билярске, Болгарах, Свияжске. В Казани средства выделялись на Петропавловский собор, Азимовскую мечеть, Благовещенский собор, стены и башни Кремля. А также на благоустройство памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей революции, советского государства, науки и культуры. В основном выбор реставрируемых памятников определялся госструктурами, т.к. в пункте «Реставрация, консервация и благоустройство памятников истории и культуры», Основных направлении работы за 1971-1975 год также значится пункт: «Содействовать плану реставрационных и консервационных работ, разработанных Министерством культуры Татарской АССР». Составление каталогов памятников. Выход постановления Совета Министров СССР от 1967 года «О подготовке Свода памятников истории и культуры СССР». Стал толчком к работе по подготовке материалов Свода памятников истории и культуры ТАССР, развернувшейся в конце 70-х гг., осуществляемой главным образом силами научной интеллигенции, многие из которых являлись членами ТРО ВООПИК. Авторами была проделана большая работа по поиску материалов в архивах и натурных исследованиях. Результатом их труда является свод памятников под названием: «Казань в памятниках истории и культуры» - выпущенный в 1982 г. Книга собрала в себе информацию о 335 памятниках истории и культуры. Его особенностью является научно-популярный характер статей, рассказывающих об их истории и некоторых архитектурных особенностях. Также в своде есть приложение из 77 фотографий наиболее интересных памятников архитектуры Казани. Начиная с 1989 года можно говорить о втором этапе работы над сводом, так как Министерство культуры ТАССР включило его в план финансирования, а так же в план ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова. Возможно, на принятие решения о создании Отдела свода памятников повлияло постановление об издании тома Всероссийского свода памятников истории и культуры. Благодаря системно организованной работе были выпущены: Республика Татарстан: Памятники истории и культуры (1993); Республика Татарстан: памятники истории и культуры татарского народа (1995); Республика Татарстан: православные памятники (1998); Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан (1999), где в отдельных главах была собрана информация о памятниках Казани. Всего же, более двадцати лет понадобилось для того, чтобы совершить экспедиции по выявлению, фотофиксации, обмерах и паспортизации памятников истории и культуры во всех районах Татарстана. И более тридцати лет аналогичных работ для составления «Археологической карты Татарстана». Причём все эти работы продолжаются и сегодня. 20 апреля 2018 года состоялась презентация электронного издания «Объекты культурного наследия Республики Татарстан. Том 1. Административные районы». Подготовка и издание каталога были осуществлены в рамках реализации целевой программы «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 годы». Настоящее издание представляет собой актуализированный на 2016 г. каталог объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных в административных районах Республики Татарстан». Составитель и главный редактор А.М.Тарунов (Научно-информационный издательский центр. г.Москва).

1990-2008 гг.

Сложившееся к началу 1990-х годов состояние дел в области охраны и использования памятников истории и культуры вызывало озабоченность у специалистов, ученых, общественности. Недостаточные объемы финансовых средств, выделяемых на охрану и реставрацию памятников, неудовлетворительное материально-техническое снабжение реставрационных организаций, естественно, не способствовали улучшению состояния памятников, которые интенсивно разрушались как самопроизвольно, так и по воле людей. По данным анализа, проведенного Министерством культуры Республики Татарстан, в 1991 году свыше 94% учтенных памятников истории и культуры состояло на балансе учреждений, предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и использовались их владельцами в различных производственно-хозяйственных целях. Так. 37.5% памятников занимали жилые помещения, 33.1% использовались по производственно-хозяйственному назначению. 10% памятников использовались по первоначальному (функциональному) назначению, а 13.4% занято учреждениями культуры и искусства. Вместе с тем около 60% памятников вне зависимости от их непосредственного функционального использования вовлекались в хозяйственный оборот и как объекты туристического показа. Одной из главных проблем отрасли можно назвать экономическую не формализованность памятников. Большое количество памятников, состоящих на балансе бюджетных учреждений, вообще не имели балансовой стоимости и учитывались как натуральный объект. Какой-либо нормативной методики установления стоимости памятников не существовало. Сложилась ситуация при которой экономическая ценность объекта, возведенного 200 лет назад, была установлена меньше, чем стоимость сооружения, возводимого в 1991 году даже аналогичных размеров. Требовал переосмысления прежде всего сам факт балансовой принадлежности и, соответственно, балансовой стоимости. Поскольку памятник, состоящий на балансе юридических или физических лиц, является не просто их собственностью, а национальным достоянием, его «балансовая стоимость» не должна быть адекватна балансовой стоимости других основных фондов. Необходимо было ввести в экономический оборот для памятников иную оценочную категорию. В этих целях органами государственной власти и управления Республики Татарстан в 1992-1997 гг. проведена определенная работа и принят ряд законодательных и нормативных правовых документов и крупных программ в области выявления, изучения, сохранения, реставрации, использования и популяризации исторических и культурных ценностей. В результате этого начала закладываться законодательная и нормативная правовая база охраны и использования историко-культурного наследия. Работа в этом направлении продолжается и в настоящее время. Для успешной реализации этих задач в 1990 году было образовано Научно-производственное управление по охране и использованию памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан. Через 5 лет на его основе было создано Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры. Учитывая, что первые десятилетия постсоветского периода характеризуются сложными процессами, связанными с переустройством социально-экономического уклада, сохранность памятников истории и культуры подверглась опасности. Особую тревогу вызывали территории большого скопления памятников истории и культуры, т.к. именно они являются ярчайшим примером устойчивого эволюционного развития и требуют выработки особых приёмов и решений по сохранению свидетельств эпох, цивилизаций и подлинных источников информации о зарождении и развитии культуры. С целью сохранения этих уникальных территорий в этот период были созданы 5 музеев-заповедников: 1990 г. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; 1992 г. Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник в Высокогорском районе; 1992 г. Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник; 1994 г. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»; 2003 г. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Ленино-Кокушкино».

2008-2018 гг.

С 2008 года Министерству культуры Республики Татарстан переданы полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. По основным направлениям деятельности продолжены мероприятия проводившиеся в предшествующие годы. В частности по составлению предметов охраны и заключению охранных обязательств с собственниками и арендаторами ОКН, утверждению границ территорий ОКН и режима их использования. Ряд ценных исторических территорий получили статус достопримечательного места. Среди них: 2009 г. Остров-град Свияжск; 2010 г. Культурный слой города Казани; 2013 г. Исторический центр Чистополя. Для сохранения разнообразия культурного наследия г. Казани приняты следующие документы: 2015 г. Проект зон охраны Ансамбля Казанского кремля; 2016 г. Проект зон охраны объектов культурного наследия г. Казани; 2017 г. Казани присвоен статус исторического поселения регионального значения.

2018-2020 гг.

В 2018 году образован Комитет Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия (Указ Президента Республики Татарстан от 28 июня 2018 г. № УП-462 «О Комитете Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия», Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 июля 2018 г. № 565 «Вопросы Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия»). Председателем комитета назначен Гущин Иван Николаевич. Штатная численность Комитета – 23 человека, в том числе 5 сотрудников, осуществляющих переданные полномочия. Комитет - исполнительный органом государственной власти Республики Татарстан специальной компетенции, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Татарстан. По состоянию на 01.01.2020 на территории Республики Татарстан расположено: 1) 1663 объекта культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, из них: - 447 федерального значения, в том числе 281 объект археологического наследия; - 876 регионального значения; - 340 местного (муниципального) значения. 2) 3522 выявленных объектов культурного наследия, из которых: - 795 объектов архитектуры и градостроительства, мемориальные и объекты истории; - 2727 объектов археологического наследия. 3) 13 исторических поселений, из них: - 2 федерального значения (г. Елабуга, г. Чистополь); - 11 регионального значения (г. Казань, с. Билярск, г. Болгар, г. Бугульма, г. Буинск, г. Лаишево, г. Мамадыш, г. Менделеевск, г. Мензелинск, с. Свияжск, г. Тетюши). 4) 3 объекта Всемирного наследия: - Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»; - Булгарский историко-археологический комплекс; - Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International