Часто задаваемые вопросы

Каков порядок проведения работ на объектах культурного наследия?

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия четко регламентирован статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ и представляет следующую последовательность действий:

 

Выдача Задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (разработка научно-проектной документации

 

Согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия

 

Выдача Разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в зависимости от вида планируемых работ:

 

научно-исследовательские и изыскательские работы (выполнение шурфов, зондажей, взятие проб, буровые работы);

первоочередные консервационные или противоаварийные работы;

ремонтные работы в целях поддержания объекта в эксплуатационном состоянии;

реставрация, приспособление объекта культурного наследия для современного использования.

Федеральным законодательством установлено требование по сопровождению работ авторским, техническим надзором и научным руководством в процессе их проведения.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются исключительно юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию Министерства культуры Российской Федерации

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (проектная документация подлежит прохождению государственной историко-культурной экспертизе и государственной экспертизе («строительной»). В данном случае Комитетом выдается дополнительное разрешение на строительство (реконструкцию) объекта культурного наследия. 

Согласование научно-реставрационного отчета после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение 90 рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в Комитет отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Комитет утверждает представленную ему отчетную документацию в течение 30 рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с утвержденной проектной документацией. Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия.

Обязательными условиями приемки работ являются утверждение Комитетом отчетной документации и выдача акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

 

В силу федерального законодательства объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения изменения их облика и интерьера, предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от любых негативных воздействий.

Государственная охрана объекта культурного наследия непосредственно связана, в том числе, с предметом охраны такого объекта (ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ).

Требованиями статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ запрещено проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для его сохранности.

В силу положений Федерального закона № 73-ФЗ мероприятия по определению (установлению) предмета охраны объекта культурного наследия хронологически должны предшествовать любым мероприятиям по сохранению такого объекта.

Вернуться к списку вопросов

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International